(351) 268-00-88

ПРИОРИТЕТ ОДИН – НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ.



Защищать национальные интересы можно по-разному: с оружием в руках, силой Закона, с помощью дипломатической миссии. А можно силой своего авторитетного мнения.
В поддержку экономических интересов нации выступает Председатель Правления Челябинвестбанка Вячеслав Григорьевич НАЗАРЕЦ.

Состояние отечественной экономики различные специалисты сегодня оценивают по-разному. Сам я не отношусь к тем людям, которые дают оценки в розовом цвете, да и как же иначе? В прошедшем 2001 году по сравнению с предыдущим темпы роста промышленного производства в целом по стране сократились более чем вдвое, а в отдельных отраслях - в три и более раз. Развитие экономики в текущем году практически аналогично, что называется: шаг вперед, два шага назад. Неблагоприятная конъюнктура на международных рынках не позволяет нашим экспортно-ориентированным и импорто-ориентированным отраслям развиваться стабильно. Почти анекдотично воспринимаются выступления в СМИ ряда "экспертов", что экономика страны "вот уже два месяца подряд стабильно развивается".

Политика любого государства должна быть направлена на защиту национальных интересов - это аксиома. Другое дело, если объективно не хватает ресурсов на проведение независимой политики, то тогда страна идет в фарватере другой, более сильной державы. Но у нас-то эти ресурсы есть! Нужна только национальная политика. А вот здесь сложнее.

Я хотел бы остановиться на отдельных проблемах экономики, где должна бы четко проявиться национальная государственная политика.

Первое. Сегодня к банковской тематике привлечено много внимания. Все говорят о необходимости крепких банков с большими капиталами, способными поднять экономику. Однако откуда в стране возьмутся крепкие банки, если экономика страны слаба, если правительство обрушивает на банковскую систему один кризис за другим, девальвирует, обесценивает наши капиталы, а потом говорит: "выгребайте", как можете?

"Стратегия развития банковского сектора страны", разработанная Центральным банком и Минфином после кризиса 1998 г. только в декабре 2001 г., не содержит в себе, кроме общих фраз, никакой практической государственной поддержки отечественных банков, заявленных в ней программных средств совершенно недостаточно для вывода российского банковского сектора на международный уровень.

Во всех странах мира (Европа, Восток, Америка) в подобных ситуациях в условиях кризисов для недопущения развала национальных банковских систем им оказывается мощная государственная финансовая поддержка.

В период кризисов 1997 - 1998 годов национальной банковской системе, например, Японии, была оказана помощь в объеме 30% от ВВП страны, а Болгарии - 14% от ВВП страны. За этим стоял трезвый экономический расчет, что только национальные банки могут восстановить национальную экономику.

Так поступают все страны, но только не Россия! У нас в России в период кризиса 1998 г. государственная помощь банкам была оказана в размере от 0,3% от ВВП! Но и эта помощь ушла не в банковскую систему, как таковую, а в банки типа "Столичного", где и пропала бесследно.

В нашей стране банки поднимались сами, без помощи государства, но в процессе возрождения вновь воспроизведена система с высокой концентрацией капитала в немногих, в основном столичных, банках. Еще 5 лет назад АРБ указывала на опасность системного кризиса при высокой концентрации банковского капитала, однако это обстоятельство и этот урок не пошли и не идут впрок. В совместной стратегии ЦБ РФ и правительства об этом уже не упоминается. Авторы документа не видят, видимо, проблемы в том, что сейчас снова около 90% банковского капитала сконцентрировано в немногих банках центра, конкретно - Москвы, в то время как промышленный потенциал страны размещен в совершенно обратном соотношении. Это не отвечает потребностям экономики, и такого нет ни в одной стране.

Более того, концентрация капитала в узком кругу московских банков фактически возведена в ранг ползучей государственной политики. Правительство изо дня в день вбивает в сознание граждан (и специалистов) необходимость (и даже якобы полезность) слияний и поглощений банков. Всем понятно, что это ровным счетом ничего не даст экономике, но такое откровенное лоббирование интересов "олигархов" (как говорили еще недавно) никто не останавливает. У нас непрерывно сокращается сеть региональных банков и разбухают сети московских банков, что подпитывает возможность нового системного банковского кризиса.

Полагаю, что в основу государственной политики должно быть положено более равномерное распределение банковского капитала по территории страны, которое бы в большей мере соответствовало реальному распределению производительных сил. Поддержку региональных банков можно было бы осуществить за счет преимущественного рефинансирования региональных банков со стороны ЦБ РФ. И в этом не было бы льготы, а только укрепление региональной экономики и экономической безопасности страны.

Второе - по вопросу вступления России в ВТО. Стремясь стать членом ВТО, Правительство рисует нам розовые картины, предполагая поток инвестиций в страну, обновление производства, вывод качества нашей продукции на мировые стандарты, расцвет банковской системы.

Я же хотел бы присоединить свой голос к тем, кто призывает к осторожности и взвешенности решения этого вопроса. Я не подвергаю сомнению необходимость вступления страны в мировое торговое сообщество вообще, но отношусь с большой долей скептицизма по поводу сроков и условий вступления, которые заявляют наши переговорщики. Проблемы будут у всех нас, независимо от отраслевой принадлежности. Если еще недавно мы думали, что перед нашими экспортерами металла откроются зарубежные, точнее, американские рынки, то сегодня многие из нас уже, наверное, прозрели после того, как Америка в интересах своих производителей закрыла свои рынки даже для своих политических друзей - Канады, Японии и других стран, несмотря на свое членство в ВТО.

Так что рассчитывать на то, что вступление в ВТО позволит нам увеличить объемы экспорта нашей продукции, безосновательно, тем более что кроме металла, нефти, газа и леса, - у нас практически нет другой конкурентоспособной экспортной продукции.

С притоком иностранных инвестиций в Россию также не все просто. Трудно представить, что Америка будет инвестировать у нас что-то, кроме добычи природных ресурсов, что она будет инвестировать в наши отрасли машиностроения, в производство товаров народного потребления или, например, что Голландия будет инвестировать в наше сельское хозяйство?! Зачем мы им? Им нужны наши рынки сбыта!

По банковской сфере одним из главных, ключевых условий вступления России в ВТО является предоставление возможности иностранным банкам без ограничения развивать свою деятельность в России, создавать свои учреждения, обслуживать и кредитовать всех российских производителей, принимать вклады населения, без ограничений предоставлять кредиты нашим предприятиям, в том числе трансгранично, т.е. напрямую из-за границы. На страницах печати, в СМИ и из уст руководителей предприятий, которые уже воспользовались прямыми иностранными кредитами, постоянно звучит радость и одобрение этого факта.

Я же считаю это страшной бедой для страны, так как это грозит:

  • полным попаданием нашей экономики в зависимость от иностранных инвесторов;
  • трансграничное кредитование и финансирование грозит нам попаданием под полный контроль и диктат экономической политики со стороны иностранных государств и иностранных компаний;
  • интенсивной разработкой и выкачиванием сырьевых источников, подавлением местной промышленности, машиностроения, высоких технологий и т.д.

Не видеть всего этого, не придавать значения этому - жизненно опасно. Но, как ни странно, наши официальные лица на переговорах по вступлению в ВТО готовы пойти на все требования Запада, не оговаривая для России никаких особых условий. Вместе с тем мировой опыт показывает, что чрезмерно либеральный доступ иностранных банков приведет к их доминированию в России, а учитывать они будут в первую очередь собственные интересы и интересы своих стран.

Если в России московские банки вобрали в себя почти все деньги из регионов (90% всех российских денег обращается в московских банках!), точно так же иностранные банки вовлекут все средства нашей страны в свой оборот и обескровят Россию окончательно.

Многие сильные страны мира, входящие в состав ВТО, тем не менее, проводят политику по недопущению развала своих банковских систем, применяют различные меры для защиты национальных банков и руководствуются национальными интересами. Даже сильная и, безусловно, демократичная в нашем понимании Япония, и та ограничивает присутствие иностранных банков в стране в объеме не более 5% общих активов. Ведущие страны Запада, да и Америка тоже, категорически запрещают своим фирмам, своим резидентам трансграничное кредитование.

Если Россия при решении вопроса вступления в ВТО вновь поступится национальными интересами и не добьется для себя особых условий вступления, то конкурентное положение российских предприятий и банков долго, а может быть, всегда будет уступать иностранным.

Считаю, что наше вступление в ВТО должно сопровождаться предоставлением России ряда особых условий по банковской сфере, таких, например, как:

  • ограничить вхождение в Россию иностранных банков в объеме не более 5% общих активов российской банковской системы или, по крайней мере, не более факта на сегодняшний день;
  • не допускать открытия филиалов иностранных банков. Присутствие иностранного капитала в банковской системе разрешить только на резидентской основе (т.е. банк с иностранным капиталом, но зарегистрированный в России);
  • категорически запретить российским предприятиям-резидентам трансграничное кредитование за рубежом;
  • на 4 - 5 лет наложить мораторий на привлечение иностранными банками вкладов населения и ряд других условий.

Почему я об этом говорю? Да потому что уже сегодня наша экономика предельно долларизорована: большинство цен - в у. е., доллар имеет практически свободное и повсеместное обращение, даже ВВП и бюджет страны мы уже исчисляем в долларах! Авторитет собственных банков усиленно втаптывается в грязь, совершенно необоснованно подчеркивается их никчемность, система гарантирования вкладов граждан в коммерческих банков не решена до сих пор! И вот, представьте себе, когда в стране появятся иностранные банки, мы все, всё население страны с нашим долларизорованным менталитетом, последние гроши вложим в иностранные банки, а от пустых российских - будем ожидать инвестиций!

Надеюсь, что наше Правительство и Государственная Дума услышат голоса разума (а их сейчас уже раздается достаточно много) и взвешенно подойдут к решению вопроса вступления России во всемирное торговое объединение.

Третья немаловажная проблема связана с защитой нашего суверенитета в организации платежной системы страны, в частности, в организации платежной системы на базе пластиковых карт. Расчеты с использованием пластиковых карт - это составляющая платежной системы страны. Именно разрушение платежной системы в 1991 г. мгновенно привело к распаду единого экономического пространства бывшего Советского Союза. А раз это объективно так, то к построению платежной системы страны нужно подходить очень компетентно, взвешенно и с учетом государственных интересов, так как рынок пластиковых карт, по сути - стратегическая отрасль.

До сегодняшнего дня организацией отечественного рынка пластиковых карт у нас в стране никто не занимался. Не знаю точно, сколько систем пластиковых карт существует у нас в России, но в Челябинской области их более десятка.

Есть ли у нас в стране какая-то идеология в построении системы пластиковых карт? Юридически - нет. А де-факто - есть. И эта идеология, как и многое другое у нас, проамериканская: в обороте, как я уже говорил, у нас доллары, накопления - в долларах; вклады храним в иностранных банках, а уж если используем пластиковые карты, то обязательно "Visa"! По всей стране разъезжают американские эмиссары и буквально диктуют: "эмитировать только "Visa", и все наши ответственные лица начинают убеждать себя и население: "Да, только "Visa".

Но построение национальной платежной карточной системы на базе иностранных технологий, процессинговых компаний и через систему иностранных, прежде всего американских, банков-корреспондентов - это ли не национальный риск? Никакая система ПРО будет не нужна, не будет необходимости посылать ракеты для того, чтобы одним движением руки из-за океана парализовать платежную систему России покруче 1991 года, и как это уже было в 1998 году.

Но мы этого не видим и все глубже попадаем в иностранную зависимость.

Что делается в мире? А в мире практически все крупные страны и на этом направлении защищают национальные интересы, создавая свои платежные системы в национальных валютах, на национальных технологиях и национальных процессинговых компаниях. Внутри страны, например, во Франции, население пользуется национальной платежной картой, поехал за рубеж - бери международные. Многие страны ограничивают доступ на национальный рынок иностранных карточных систем. Даже маленькая Корея при вступлении в ВТО добилась запрета деятельности иностранных банков на рынке пластиковых карт.

У нас в этом отношении государственной политики не существует, а потому американцы при постоянно падающем курсе рубля элементарно "продавливают" свою идеологию. Да и многие наши операторы этого рынка, уже вложившие средства в систему "Visa", являются ярыми ее сторонниками и проповедниками.

Давайте посмотрим на срез нашего общества, так ли нужна нам эта иностранная зависимость? 30% населения - пенсионеры, даже не нюхавшие валюту, 50% населения - живут от зарплаты до зарплаты, и только 15 - 20% населения (по моим оценкам) - это люди достатка и периодически нуждаются в международных картах.

Так что нам нужно в этой связи?

Нужна отечественная рублевая, массовая платежная система. Вот где, на мой взгляд, нужна четкая позиция и объективная точка зрения всех ветвей власти. В противном случае мы можем проснуться в чужой, не принадлежащей нам стране.

Я не имел цели сгустить краски, но реальная жизнь, различные ее аспекты, день ото дня не дают уверенности в том, что в финансовой сфере у нас есть государственная политика.

Вот пример. Сейчас во всех регионах страны ощущается острый дефицит в банковских услугах. (ведь Россия не заканчивается Москвой). Сегодня малые города, сельская местность остались практически без банковских услуг. Местные органы власти взывают и умоляют: "Откройте у нас хоть маленькое отделение!"

Это ведь очевидно, что московские банки-"олигархи" не дойдут в эту глубинку. Сегодня нужно не губить мелкие банки, а выработать политику по их поддержке так, как это делается сейчас по малому и среднему предпринимательству. Сегодня на повестке дня решение вопроса о создании кредитной кооперации и других малых форм. А мы все машем топорами, не глядя, куда щепки летят!

Но, при всем том, - остаюсь оптимистом и не теряю надежды, что мудрость общества -восторжествует.


Газета -------, -- ----- 2002 г.




Ипотека Автокредиты Вклады и счета населения Банковские карты Драгоценные металлы и монеты Реализация залогового имущества Денежные переводы Система "Город"
Ипотека Автокредиты Вклады и счета населения Банковские карты Драгоценные металлы и монеты Реализация залогового имущества Денежные переводы Система
"Город"

Отдел информационной поддержки: (351) 268-00-88 (круглосуточно)
Генеральная лицензия ЦБ РФ № 493 © Челябинвестбанк