Челябинвестбанк    

(351) 268-00-88

Дистанционное банковское обслуживание для юридических и частных лиц


На вопросы журнала «Эксперт-Урал» отвечает Заместитель Председателя Правления ОАО «Челябинвестбанк», начальник управления автоматизации Игорь Сергеевич Юдович

Насколько ДБО пользуется спросом у предприятий-клиентов банка, какой объем документооборота приходится на этот способ, какова их динамика.

У Челябинвестбанка более четырех тысяч корпоративных клиентов, пользующихся системами «Клиент-Банк» и «Интернет-Банк». Через системы удаленного управления банковским счетом проходит более 60% всего документооборота. В 2003 году количество подключений клиентов к системам увеличивалось в среднем на 90 в месяц, в 2004 – на 120.

Какой объем приходится на каждую из систем «Клиент-банк» и «Интернет-банк», и какая из них предпочтительнее для клиентов.

Абсолютное большинство клиентов использует «Клиент-Банк» - 4000 (95%) против 240 клиентов, пользующихся «Интернет-банком». Однако это не говорит о достоинствах или недостатках систем, а только лишь о специфике ведения бизнеса клиентов – можно сказать, что 5% бизнесменов предпочитают обслуживаться мобильно, через Интернет, не зависимо от местоположения своего офиса, а 95% устраивает обслуживание в собственном офисе, с помощью классической системы «Клиент-банк». Кроме того, есть немало клиентов, которые используют и ту, и другую систему в зависимости от обстоятельств.

Какова техническая политика банка по развитию ДБО для юридических лиц, каким поставщикам программного обеспечения отдается приоритет, почему?

Развитие ДБО является одним из приоритетных направлений деятельности, поскольку это удобно и выгодно и клиенту, и банку. Система «Клиент-Банк» у нашего банка собственной разработки, поскольку нам проще ее сопровождать и оперативно реагировать на пожелания клиентов. Система Интернет-банкинга, которую мы предлагаем свои клиентам, разработана ООО «Бифит». Она выбрана нами как наиболее полно соответствующая концепции «тонкого клиента» – то есть не требующая на компьютере клиента никакого дополнительного ПО для управления банковским счетом. Кроме того, ООО «Бифит», на наш взгляд, – несомненный лидер в создании программного обеспечения для электронного банкинга, правильно понимающий задачи и функции систем «Интернет-банкинга».

В чем, на ваш взгляд, достоинства и недостатки «Клиент-банк» и «Интернет-банк» для предприятий.

Если ответить в двух словах – сплошные достоинства, недостаток лишь один – необходимость тщательного сохранения в тайне ключей и паролей электронной подписи. Это, впрочем, относится к любым системам дистанционного обслуживания. Если же проводить какое-то сравнение Клиент-банка и Интернет-банка, я бы не стал говорить о недостатках и достоинствах, уместнее было бы сказать об удобстве или неудобстве использования систем в каждом отдельном случае.

«Клиент-банк» устанавливается на компьютер клиента и, таким образом, привязан к офису клиента.

При пользовании системой «Интернет-Банк» вся финансовая информация клиента хранится на Сервере банка. Это предусматривает постоянное соединение клиента с нашим Сервером на всё время работы по формированию документов. С одной стороны, такая технология не обременяет компьютер клиента никаким специализированным ПО, и поэтому работать с Интернет-Банком можно с любого компьютера, а с другой – требует дополнительных расходов на оплату сеанса связи в Интернет.

Какова политика банка в обеспечении безопасности операций через удаленные системы доступа.

Обеспечение безопасности является самой важной задачей ДБО. В банке существует несколько систем защиты информации, действующих на всех уровнях ее передачи и обработки. Банк имеет все необходимые сертификаты и лицензии ФАПСИ на эксплуатацию средств защиты информации, правила безопасной работы с системами ДБО выделены в отдельные пункты в наших буклетах и инструкциях.

Каковы перспективы ДБО? Что сдерживает развитие ДБО в России? Каков уровень и качество нормативной базы?

Развитие систем ДБО идет полным ходом. Разработчики ПО постоянно расширяют продуктовую линейку разнообразными технологическими новинками, интересными «фишками». Да и клиент сейчас уже не тот, что был 10 лет назад. В настоящее время люди психологически готовы управлять своими банковскими счетами дистанционно. Понятия «Клиент-банк» и «Интернет-банк», что называется, у всех на устах, и развитие ДБО может сдерживаться только возможностями и политикой самих банков.

Какова тарифная политика банка?

Подключение к любой из систем в настоящее время стоит 500 рублей, дальнейшее обслуживание осуществляется без дополнительной платы. Однако клиенту придется заплатить 100-300 рублей, если специалистам банка придется восстанавливать работоспособность системы после каких-либо проблем с компьютером клиента.

Какой уровень спроса на интернет-банкинг со стороны частных лиц: количество счетов, их динамика?

Интернет-банкинг для физических лиц в Челябинвестбанке реализуется через межбанковский сервис Faktura.ru, «привязанный» к картсчету физического лица. Этот сервис мы начали предлагать нашим клиентам менее года назад, и сейчас говорить о стремительной динамике было бы преждевременно. С другой стороны, мы постоянно наблюдаем заинтересованность клиентов в новом продукте. И те, кто уже знаком с сервисом, платит через Интернет всё чаще, а список их контрагентов, принимающих платежи, становится все больше.

Какая категория клиентов предпочитает интернет-банк другим видам проведения операций ( банкоматы, оперзалы)?

Интернет-сервис Faktura.ru предпочитают, в первую очередь, те, кто умеет работать в Интернете, кому некогда стоять в очередях, и кто «легок на подъем» в использовании технологических новшеств. Проще говоря, это деловые люди и «продвинутые» пользователи компьютера.

Какие операции через сеть наиболее востребованы и чаще проводятся?

Faktura.ru позволяет управлять своим банковским счетом и платить с него реальными (а не виртуальными) деньгами, совершать платежи практически любого назначения. Для этого необходимо только знать реквизиты получателя – им может быть как любая организация, так и частное лицо, у которого есть счет в любом российском банке. Возможен также перевод денег с одного картсчета на другой или во вклад. Наиболее популярны платежи за услуги предприятий ЖКХ, за электроэнергию, за домофон и телефон. Кроме того, клиенты делают выплаты по кредитам, оплачивается обучение, штрафы в ГАИ. Интернет-сервис Faktura.ru не только позволяет частным лицам производить безналичные платежи через Интернет, но и владеть полной информацией об остатках и операциях по всем своим счетам и карточкам. Пользуясь Интернет-банкингом, держатели карт могут в удобное время, не посещая офиса банка, получать выписки за любой период, управлять лимитами авторизации карт, перечислять средства между своими счетами.

Как можно оценить готовность (техническую и моральную) поставщиков услуг Вашего региона принимать электронные платежи от населения?

Несмотря на способ внесения денег плательщиком (через Интерент, кассу, или банкомат), предприятие получает деньги от плательщика на свой расчетный счет через банк, обычным банковским платежом. В большинстве случаев предприятию не требуется заключать какой-либо договор с банком или с клиентом-плательщиком, для того чтобы принимать платежи через Faktura.ru. Поэтому, говоря о готовности поставщиков услуг, в данном случае надо обсуждать готовность (моральную и техническую) работать без бумажных квитанций, способность «разносить» платежи по лицевым счетам своих клиентов. Такой стиль работы сейчас демонстрируют очень немногие предприятия, хотя их становится больше с каждым днем.

Какова техническая политика вашего банка в области внедрения интернет-банкинга? Какое программное обеспечение положено в основу.

Мы ориентируемся на наиболее перспективные, по нашим оценкам, технологии. В частности, мы используем современные разработки Центра финансовых технологий (г. Новосибирск). Основой для реализации многих новинок является национальная платежная система «Золотая корона», с которой мы сотрудничаем уже 10 лет. Кроме того, некоторые программные модули мы разрабатываем самостоятельно.

Дистанционное управление банковским счетом в Челябинвестбанке для физических лиц – это не только Интернет-сервис, а еще и мобильные платежи SimMP – клиент оплачивает услуги поставщиков услуг с помощью мобильного телефона. Вот в этом случае система требует обязательного подключения предприятий к сервису SimMP. Банк готов сотрудничать с любыми предприятиями-поставщиками, весь вопрос в том, насколько готовы они. Уровень технической оснащенности, подготовленности кадров, желание руководителя внедрять современные технологии, повышать качество обслуживания своих клиентов – у всех предприятий различны. И относятся они к новому финансовому инструменту поначалу настороженно. Но наш банк с каждым из партнеров работает достаточно гибко, предлагая удобные и выгодные формы сотрудничества. «Первыми ласточками» стали сотовый оператор ЮУСТ, предприятия индустрии развлечений, автозаправки.

Что мешает развитию интернет-банкинга?

Интерент-банкинг среди частных клиентов еще не стал продуктом массового потребления. Но на сегодняшний день Интернет-технологии постепенно преодолевают консерватизм людей в отношении выбора платежных средств. И массовое распространение дистанционного банковского обслуживания среди населения - это лишь вопрос времени.

Каковы перспективы ДБО населения? Насколько они будут пользоваться спросом? Как можно спрогнозировать их динамику в будущем?

Оценивая перспективы ДБО, можно сравнить эту услугу с развитием системы обслуживания пластиковых карт, которая начала активно распространяться 6-8 лет назад, и сегодня пластиковая карта воспринимается также естественно, как наличные деньги.

Сейчас финансовые технологии и возможности банков значительно совершеннее и полнее, да и развиваются они стремительнее. И чем быстрее разгоняется наш «век скоростей», тем раньше наши существующие и потенциальные клиенты почувствуют необходимость дистанционного банковского обслуживания.

Какова тарифная политика банка?
Стоимость подключения к сервису Faktura.ru

Открытие картсчета с выдачей карточки «Золотая корона», возобновление операций по счету с использованием новой карточки (в том числе выданной взамен утерянной или испорченной). 200 руб.
Разблокирование счета, с использованием карточки, заблокированной клиентом набором неверного ПИН-кода (для карт GEMPLUS). 50 руб.
Разблокирование карты, внесенной ранее в «черный список». БЕСПЛАТНО
Смена PIN-кода. БЕСПЛАТНО
Зачисление на картсчет денежных средств, внесенных наличными или перечисленных со вклада, открытого в Челябинвестбанке. БЕСПЛАТНО
Зачисление на картсчет зарплаты, пенсий, материальной помощи, алиментов, стипендий, средств с собственных счетов частных предпринимателей; страховых выплат, дивидендов; средств от продажи (погашения) ценных бумаг по заключенным с Челябинвестбанком договорам комиссии, поручения, агентским договорам; средств по оплаченным векселям Челябинвестбанка; средств от продажи векселей Челябинвестбанку; сумм полученных в Челябинвестбанке кредитов. БЕСПЛАТНО
Подключение к системе расчетов через Интернет, с выдачей ключевой дискеты. 300 рублей ежегодно

Выписка из тарифов на операции по картсчету с использованием мобильного телефона по системе SimMP:

Регистрация и привязка Sim-карты сотового телефона к картсчету. БЕСПЛАТНО
Приостановка операций по картсчету с использованием системы SimMP по заявлению владельца картсчета БЕСПЛАТНО
Возобновление операций по картсчету с использованием системы SimMP. БЕСПЛАТНО
Смена PIN-кода платежного приложения Sim-карты сотового телефона. БЕСПЛАТНО
Ежемесячная плата за обслуживание и расчеты в системе SimMP, автоматически списывается с Вашего картсчета в первый рабочий день месяца. Рублевый эквивалент 1 доллара США по курсу ЦБ РФ на день платежа
Расчет за товары и услуги с помощью мобильного телефона. БЕСПЛАТНО
Просмотр баланса специального лимита авторизации с использованием SimMP, взимается за каждый запрос на просмотр баланса. Рублевый эквивалент 0,1 доллара США по курсу ЦБ РФ на день платежа


«Эксперт-Урал», 28.06.2004 г.




Ипотека Автокредиты Вклады и счета населения Банковские карты Драгоценные металлы и монеты Реализация залогового имущества Денежные переводы Система "Город"
Ипотека Автокредиты Вклады и счета населения Банковские карты Драгоценные металлы и монеты Реализация залогового имущества Денежные переводы Система
"Город"

Отдел информационной поддержки: (351) 268-00-88 (круглосуточно)
Генеральная лицензия ЦБ РФ № 493 © Челябинвестбанк
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  YouTube  Instagram  Twitter